Проверка на полиграфе - о чем молчит работник?

О чем молчит работник и что может дать полиграф?

проверка на полиграфе
©️https://vselgut.ru/

В рамках этой заметки попробуем поговорить о таких вариациях кадровых проверок как проверка на лояльность и проверка в рамках проектной работы, их потенциале, о вопросах подготовки и организации.


Проверка на лояльность


Проверка на лояльность первый вид кадровых проверок. Большинство кадровых проверок работников можно отнести к так называемым проверкам на лояльность.


В рамках таких проверок работников проверяют на возможные служебные нарушения, которые прямо вытекают из функционала их должностей. В первую очередь проверяются очевидные и грубые риски.


Например, не секрет, что сотрудники отделов продаж и закупок имеют возможность влиять на конечную стоимость продукции. 


Они непосредственно взаимодействуют с продавцами и покупателями и могут допускать действия, которые априори ведут к снижению прибыли.


Такие действия могут иметь форму сговора между продавцом и покупателем, когда один действует в интересах второго, против интересов работодателя. К ним может относится что угодно – предоставление привилегий и необоснованных скидок, занижение цен, применение неверных коэффициентов, просто передача информации о ценах, о ценовых политиках, любой другой информации и так далее.


Эти действия в большинстве случаев имеют мотив обогащения за счет интересов работодателя, и выполняются втайне от него, вопреки и в нарушение должностных инструкций и предполагают получение вознаграждения в той или иной форме.


Имея представление об этом механизме еще до проверки, мы сформируем пул действий, которые будут считаться рискованными, недопустимыми, неприемлемыми и на основании этого пула проверим всех сотрудников.


Например, для сотрудников отдела продаж и закупок этот пул будет состоять из вопросов:


— Вы необоснованно завышали/занижали цены?

— Втайне от работодателя Вы получали нелегальный доход за счет должности?

— Вы передавали конфиденциальные данные без санкции работодателя?

— Вы предоставляли клиентам льготные условия вопреки инструкций?

— Вы вступали в неформальные контакты с клиентами или их представителями?


Таким образом, в ходе проверки будут выявлены сотрудники, допускавшие какие-либо из нарушений перечисленных в этих пяти вопросах/темах.


При организации проверки, по аналогии с этим примером, представителю работодателя следует набросать схемы возможных нарушений, рассказать о них нам и мы составим список факторов риска и список вопросов и после согласования этих рисков/вопросов с работодателем проведем тестирование в определенном временном горизонте, обычно за 3-5 лет или времени нахождения в должности.


Например, для работников общепита в ходе обследования будут подниматься темы кражи продуктов, нарушения технологии приготовления, хранения, утилизации и так далее.


Для работника производства будут подниматься темы искажения производственных показателей, нарушения технологии, сокрытия брака и так далее. Для обслуживающего и домашнего персонала это будут темы разглашения конфиденциальной информации о работодателе, его образе жизни, гостях, возможных кражах и так далее.


Особенность данного вида проверок заключается в том, что они проводятся еще до наступления или как минимум до обнаружения каких-либо происшествий и обладают мощнейшим профилактическим эффектом.



Они превращаются в некую форму внутреннего контроля, который остается с однажды проверенным сотрудником на долгие годы. И этот эффект усиливается если процедура повторяется с определенной периодичностью, например, раз в два-три года.


Контроль как бы смещается из сферы внешнего, во внутренние ценностные установки человека, и он уже сам отслеживает какие действия являются для него как сотрудника недопустимыми.


А в случае, если подавляющее число сотрудников предприятия прошло такую проверку, а еще и не один раз мы можем говорить про изменение культуры, про ситуацию, когда неформальные нормы являются продолжением регламентов и не противоречат им.


Однако, встречаются уникальные случаи, когда проверяемые адаптируются даже к таким формам контроля. 


Были случаи, когда сотрудники, зная, что им предстоит пройти обследование на полиграфе в будущем, допускали нарушения в интересах третей стороны, но делали это осторожно и не получали за это какого-либо вознаграждения.


При этом третья сторона гарантировала сотрудникам, что в будущем, после их увольнения они получат либо «долю в бизнесе» либо отсроченное вознаграждение – определенную сумму, которая растет по мере того, как они помогают этой третьей стороне.


Это может быть объяснено разными факторами, в том числе таким как высокое коррупционное давление среды или высокая коррупционная емкость деятельности.


Таким образом, при организации работы с действующими сотрудниками без подготовки не обойтись. 


Ключевым отличающим фактором при обследовании на полиграфе сотрудников и работников от работы с кандидатами является их статус, который в корне меняет отношение к ним работодателя.


Если при работе с кандидатами действует принцип конкуренции выбора, и работа в конечном счете сводится к отсеву, и выделению лучших, то при работе с сотрудниками должна доминировать цель – профилактическая работа.


Процесс работы


Работа начинается с обработки заявки и проведения консультации, обсуждения целей предполагаемой проверки и выбора наиболее оптимального способа и формата ее проведения. После этого назначается дата тестирования.


Сам процесс проверки длится несколько часов — от двух до пяти, а сама она состоит из нескольких этапов:


— Заполнения заявления о добровольном согласии;

— Психологического тестирования;

— Биографического интервью;

— Обсуждения вопросов;

— Тестирования на полиграфе;

— Беседы по итогам тестирования.


По итогам работы составляем заключение и передаем его заказчику. 


Особенности проверок на лояльность


Профилактическая работа предполагает формированию у сотрудников представления, что аналогичная работа будет проведена в будущем. А цель работы должна сводиться к формированию внутренней нормы, внутреннего контроля у сотрудника.


Кроме того, критерии принятия кадровых решений при работе с сотрудниками должны быть гораздо мягче, чем при отборе кандидатов, однако они должны быть четко сформированы работодателем либо с ним согласованы.


Например, желательно на стадии подготовки к обследованию группы сотрудников сформировать две группы нарушений.


— К одной группе отнести нарушения критичного характера, обнаружение которых автоматически ставит вопрос об окончании карьеры сотрудника.

— К другой должны быть отнесены нарушения менее критичного характера, которые допускают продолжение деятельности сотрудника в рамках предприятия.


Крайне важно сформировать эти критерии до начала обследования. В этом и должен помочь сотрудник предприятия, компании, принимающий кадровые решения по конкретным сотрудникам, которым предстоит обследование.


Важно не менять эти критерии как в процессе работы, так и между плановыми периодическими обследованиями.


Следующий аспект профилактической работы заключается в субъективном отношении сотрудника к факту нарушения.


Так, большая часть сотрудников, которые допускали критические нарушения специально не формировали условий для этих критических нарушений, а просто пользовались ситуацией либо действовали по совету или поручению третьих лиц, или поступали «как все».


Другими словами, несмотря на обнаружение критичных фактов в опыте ряда сотрудников особой опасности они не представляют, особенно если проверяемые будут гарантировать отсутствие нарушений в будущем.


Однако другая, гораздо меньшая часть сотрудников, напротив инициативно создает условия для нарушений и пользуется ими. С этой категорией сотрудников профилактические мероприятия имеют наименьший эффект.


Следует отметить, что проведение обследования на полиграфе среди сотрудников подразделения предполагает последствия и иногда неприятные кадровые решения. Нужно понимать, что рано или поздно ситуация получит огласку внутри коллектива.


Поэтому на стадии подготовки к работе необходимо позаботиться о системности, справедливости и определенной «прозрачности» подхода.


Иначе профилактические цели не будут достигнуты, а работа из разряда профилактической, по крайней мере на уровне восприятия коллективом превратиться комплекс негативных факторов.


Таким образом, мы кратко рассмотрели основные принципы организации профилактической работы при проведении обследований с действующими сотрудниками предприятия, компании. 


И важно понимать, что полиграфолог, полиграфологи не в состоянии провести такую работу в одиночку.


Только во взаимодействии с руководителем, службой безопасности и кадровой службой можно достигнуть стойкого профилактического эффекта, когда любые девиации приобретут форму немодных непопулярных и отвергаемых среди сотрудников явлений.


Проектная работа


Проектная работа — второй вид кадровых проверок. Особенность этого направления работы в том, что объектом интереса и изучения в данных проверках является не конкретный работник, а подразделение целиком. Проверяемые сотрудники же выступают в роли экспертов в своей области знания и носителей ценнейшей информации.


Такого рода тестирования выходят далеко за пределы инструментальной детекции лжи и эксплуатируют феномен, который был обнаружен случайно, а затем лег в основу работы целого профильного подразделения по инструментальной детекции лжи одного из отечественных промышленных гигантов на многие годы.


Это направление работы получило название — проектной работы или организационной диагностики.


Суть феномена, который лежит в основе этой диагностики сводится к тому, что в ситуации полиграфной проверки проверяемые легко делятся информацией, которая напрямую их не касается, однако субъективно она является деликатной и важной, принадлежит ко внутренней кухне работодателя, обязанностей и функционала работника.


Такого рода информацию не принято озвучивать, тем более публично, она из категории «сора», который «не выносят из избы».


Работа полиграфолога в рамках такой проектной работы, проекта, выглядит как при обычной проверке на лояльность, с тестированием по стандартным факторам риска, за тем исключением, что внутри предтестовой беседы он проводит интервью.


Результаты этого интервью могут быть перепроверены частично или полностью в ходе тестирования на полиграфе, но в большинстве случаев для экономии ресурсов даже этого не требуется. Ведь главная цель такой деятельности — собрать экспертные данные для последующего анализа.


Это данные могут носить совершенно разный характер и отражать фактические, а не декларируемые показатели, производственные показатели, производственные проблемы, отклонения от технологий производства, особенности системы искаженного учета, наличие подпольного производства, социально-психологические проблемы в коллективе, особенности коррупционных схем и т.д..


Практика показывает, что такого рода информация не может быть получена легко из других источников. После окончания процесса сбора, эти данные по итогам работы, по всему подразделению концентрируются в обезличенном отчете, в форме презентации и выносятся на уровень топ-менеджмента, собственников, акционеров.


В большинстве случаев такие отчеты имеют черты неразорвавшейся бомбы, потому что вскрывают глубокие противоречия во многих производственных, логистических, управленческих, кадровых и т.д.. цепочках предприятия.


Логично, что такая услуга по массовому изучению мнений во время тестирования на полиграфе на лояльность за пределами крупных промышленных предприятий может быть востребована редко.

Потенциал проектной работы


Массовое тестирование в рамках проектной работы может помочь:


— В условиях высокого криминального давления среды, когда в коррупционные схемы вовлечены почти все сотрудники направления;

— В условиях высокой коррупционной емкости деятельности;

— В условиях высокой автономности или удаленности подразделения;

— В условиях текучки руководящих кадров;

— В условиях доминирования системы двойных стандартов;

— В условиях длительного кризиса любой природы и недовольства сотрудников и т.д..


Массовое тестирование в рамках проектной работы позволяет выделить не только индивидуальные риски, носителями которых являются конкретные сотрудники, но системные риски и проблемы всего подразделения, предприятия.


Результаты работы в большинстве случаев как минимум удивляют инициаторов поскольку решают не только заявленные проблемы, но обнажают те, о которых заказчик даже не подозревал.


Мы обладаем многолетним опытом проведения интервью внутри полиграфной проверки как больших, так и маленьких подразделений в различных сферах отечественной экономики таких как закупки, продажи, логистика, производство металлов, деревообработка, приемка сырья, транспорт, энергетика и т.д..


Мы с готовностью проконсультируем вас на предмет внедрения такого вида проверок на вашем предприятии, в вашем подразделении.

Статьи / Акции / Анонсы

Смотреть все
Подобрать исполнителя